Материально-техническое обеспечение
 

Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

Описание материально-технического обеспечения  воспитательно-образовательного процесса

 Современная ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности.

Организация современного педагогического процесса в ДОУ, реализующей образовательную программу дошкольного образования требует от педагогического коллектива создания своеобразной материальной среды. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования).

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда, создаваемая в ДОУ в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В ДОУ предметная среда  имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна обеспечивать:

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации  (группы, участка);

- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;

- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;

- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.

Наполняемость предметной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во  ФГОС дошкольного образования, подготовлено необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем предметная среда создается  с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской, изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы, коммуникативной и др.).

При создании предметной развивающей педагоги соблюдают принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Уделяется внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

При реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ предметная развивающая среда отвечает:

- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях, 

- санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях. 

 

 

 

 

 

 

Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МБДОУ.

 

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Музыкальный зал Физкультурный зал

- Непосредственно образовательная

деятельность

- Утренняя гимнастика

- Досуговые мероприятия,

- Праздники

-Театрализованные представления

-Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей

-Кружковая дополнительная работа

 - Прогулки в зимнее время

-Музыкальные центры 2

-Мультимедийная установка

 -Пианино

- Синтезатор

- Телевизор «SAMSUNG»;                                                                                                          - DVD;                                                                                                                            - фонотека.

-Детские музыкальные инструменты

-Шкаф для используемых муз. руководителем

пособий, игрушек, атрибутов

-Микрофоны

 - Спортивное оборудование для прыжков, метания,

лазания, равновесия

- Мягкие модули

- Оборудование для спортивных игр «футбол», «баскетбол», «волейбол»

- Оборудование и атрибуты для спортивных упражнений

Медицинский

кабинет

- Осмотр детей, консультации медсестры,

врачей;

-  Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками ДОУ

- Вакцинация

Процедурный кабинет

Медицинский кабинет

Методический кабинет

- Методическая работа педагогов

- Совещания, заседания педагогического совета, педагогического коллектива и других объединений и групп.

- Совещания, заседания Управляющего совета, Совета родителей.

- Работа старшего воспитателя

- Хранение методической литературы, наглядных пособий, раздаточного материала

- Принтер лазерный (МФУ) 1, ксерокс 1, оборудования для работы с полиграфией (брошюровщик, ламинатор и др.), сканер 1.

- проектор 1 шт.

- Деловая зона: стол заседаний, библиотека, шкафы с наглядным, раздаточным материалом, игрушками, пособиями,   ПК для работы педагогов, стенд «Это важно» с меняющейся актуальной информацией, передвижной стенд «Новинки литературы» «Обобщение опыта» с меняющейся информацией.

- Рабочая зона зам.зав. по УВР: шкаф для одежды, шкафы для хранения документации и методической литературы, ПК 1.

Кабинет  учителя – логопеда

_ Коррекционно – развивающие занятия с детьми

- Индивидуальная консультация родителей (законных представителей)

- Индивидуальная консультация педагогов

- Методическая работа учителя – логопеда

- кружковые, дополнительные занятия 

Специальные коррекционные занятия:

- дидактический материал по разделам;                                                               - магнитофон;

- магнитная доска;                                                                                                      - мольберт.

Кабинет заведующей

- Прием, консультация, беседа с родителями (законными представителями) и прочими посетителями

- Работа с документацией

- Прием, консультация, беседа с педагогами

- Заседания административного совета

- Хранение учредительных и прочих документов 

- Шкаф для личной одежды

- ПК, принтер цветной лазерный 1, принтер (МФУ) черно- белый (1), ноутбук 2

- Телефон

-Телефон/ факс

- шкафы с документацией, методической  литературой

- стол для работы, заседаний

- сеть интернет

Кабинет завхоза

- Хранение материально – технических ценностей

- хранение документации

- хранение  продуктов в морозильниках и морозильных ларях

- работа завхоза с документацией

- Шкафы для хранения  документации

- стол для работы

- Холодильник 3

- Шкаф – стеллаж для хранения материальных ценностей

Пищеблок

- Приготовление и раздача продуктов питания

- Мытье посуды пищеблока

- Холодильники 2

- столы разделочные 2

- моечные ванны 3

- плиты – шкафы жародуховые  2

- стол для раздачи 1

- полки – стеллажи железные для кастрюль, тазов, мисок 1

- шкаф для хранения продуктов 1

- стол для персонала пищеблока 1

- овощечистка 1

- мясорубка электрическая 1

- овощерезка электрическая 1

Прачечная

 

 

 

 

 

- Стирка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских работников

- Глажка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских работников

- хранение мягкого инвентаря

- починка белья, шитье сценических костюмов

- Автоматические стиральные машины 1

- Ванна 2

- Шкафы для хранения мягкого инвентаря

- швейная машинка электрическая  1

- утюг электрический

- стол для работы персонала

 

Раздевалка для персонала

- Хранение верхней одежды персонала

- зеркало

- вешалка железная

- шкаф для верхней одежды

Коридоры ДОУ

- Информационно-просветительская работа с

сотрудниками ДОУ,  родителями (законными представителями), посетителями ДОУ.

- Познавательное и эстетическое развитие детей

Стенды для родителей, визитка ДОУ.

 Стенды для сотрудников

 

Участки

Прогулки, наблюдения;

 Игровая деятельность;

Самостоятельная двигательная деятельность

Трудовая деятельность.

Праздники и развлечения в теплое время года

Физкультурно – оздоровительные мероприятия в теплое время года. 

Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп.

 Игровое, функциональное, и спортивное оборудование.

Цветники.

Предметно – развивающая среда

Микроцентр

«Физкультура и здоровье»

Расширение индивидуального  двигательного опыта в самостоятельной  деятельности, привитие основ здоровьесбережения. 

- Оборудование для корригирующей гимнастики, массажа, самомассажа

- оборудование для прыжков

- для катания, бросания, ловли

- атрибуты к подвижным и спортивным играм

- тематические альбомы о спорте и здоровом образе жизни

Микроцентр

«Природа»

Расширение познавательного опыта, его

использование в трудовой деятельности

- Календарь природы 

- Комнатные растения в соответствии с возрастными

рекомендациями

- Сезонный материал

- Стенд со сменяющимся материалом на

экологическую тематику

- Макеты

- Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы

- Материал для проведения элементарных опытов

- Обучающие и дидактические игры по экологии

-  Инвентарь по уходу за растениями

- Природный и бросовый материал.

- Материал по астрономии (ст. подг. гр.)

 

Микроцентр «Развивающие игры»

Расширение познавательного, сенсорного опыта детей

- Дидактический материал по сенсорному развитию

- Дидактические игры

-  Настольно-печатные игры

- Познавательный материал

- Материал для детского экспериментирования

- якутские настольные игры

- ДИП Сонор

Микроцентр

«Строительная

мастерская»

Проживание, преобразование

познавательного опыта в продуктивной

деятельности. Развитие ручной умелости,

творчества. Выработка позиции творца

- Напольный строительный материал;

- Настольный строительный материал

- Пластмассовые конструкторы ( младший возраст - с крупными деталями)

-  Конструкторы с металлическими деталями- старший возраст

- Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст

- Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст

- Транспортные игрушки

Микроцентр

«Игровая зона»

Реализация ребенком полученных и

имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта

- Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Школа», «Парикмахерская», «Почта» и др.)

- Предметы- заместители

Микроцентр

«Уголок

безопасности»

Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной

деятельности

-  Дидактические, настольные игры по профилактике ДТП

- Макеты дорог

- Дорожные знаки

- Литература о правилах дорожного движения и безопасного поведения

Микроцентр «Центр Родины»

Расширение знаний детей о Родине, формирование патриотических чувств, накопление познавательного опыта детей

Государственная  символика (РФ, РС (Я)

Образцы народных костюмов (куклы, альбомы)

 Наглядный материала: альбомы, картины, фотоиллюстрации и др.

Предметы народно- прикладного искусства

Предметы быта народов России, республики Саха (Якутия)

 Детская художественная литература

Микроцентр

«Книжный уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

- Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей

- Наличие художественной литературы

- Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой

- Портрет поэтов, писателей (старший возраст)

- Тематические выставки

Микроцентр

«Театрализованный

уголок

Развитие творческих способностей

ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях

- Ширмы

- Элементы костюмов

- Различные виды театров (в соответствии с возрастом)

- Предметы декорации

Микроцентр

«Творческая

мастерская»

Проживание, преобразование

познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

- Бумага разного формата, разной формы, разного тона

-  Достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)

- Наличие цветной бумаги и картона

- Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации

-  Бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.)

- Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и родителей

- Альбомы- раскраски

- Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные картинки

- Предметы народно – прикладного искусства

Микроцентр

«Музыкальный

уголок»

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической

деятельности

- Детские музыкальные инструменты

- Магнитофон

- Набор аудиозаписей

- Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные)

- Игрушки- самоделки

-  Музыкально- дидактические игры

-  Музыкально- дидактические пособия