Материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного процесса
Описание материально-технического обеспечения воспитательно-образовательного
процесса
Современная
ситуация развития системы образования Российской Федерации характеризуется
актуализацией проблем и задач дошкольного образования. Дошкольный возраст
рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых
качеств личности.
Организация современного педагогического процесса в ДОУ,
реализующей образовательную программу дошкольного образования требует от
педагогического коллектива создания своеобразной материальной среды. Одним из
главных показателей качества дошкольного образования является
предметно–пространственная развивающая среда, созданная в соответствии с
требованиями федеральных государственными образовательных стандартов дошкольного
образования (далее – ФГОС дошкольного образования).
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда,
создаваемая в ДОУ в соответствии с требованиями учетом ФГОС ДО и должна
обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого
ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня
активности.
Предметная среда в образовательной организации выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
В ДОУ предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
В
соответствии с ФГОС дошкольного образования предметная среда должна
обеспечивать:
- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства образовательной организации (группы, участка);
- наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детских видов деятельности;
- охрану и укрепление здоровья детей, необходимую коррекцию особенностей их развития;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах;
- двигательную активность детей, а также возможность для уединения.
Наполняемость
предметной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса. Для
реализации содержания каждой из образовательных областей, представленных во ФГОС дошкольного образования,
подготовлено необходимое оборудование, игровые, дидактические материалы и
средства, соответствующие психолого-возрастным и индивидуальным особенностям
воспитанников, специфике их образовательных потребностей. Вместе с тем
предметная среда создается с учетом
принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для
реализации содержания одной образовательной области могут использоваться и в
ходе реализации содержания других областей, каждая из которых соответствует
детским видам деятельности (игровой, двигательной, поисково-исследовательской,
изобразительной, конструктивной, восприятия художественной литературы,
коммуникативной и др.).
При создании предметной развивающей педагоги соблюдают принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Уделяется внимание информативности предметной среды, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования для активности детей во взаимодействии с предметным окружением.
Правильно созданная предметная среда позволяет обеспечить каждому ребенку выбор деятельности по интересам, возможность взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
При реализации образовательной программы дошкольного образования в ДОУ предметная развивающая среда отвечает:
- критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в образовательных организациях,
- санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях.
Предметно-развивающая
среда помещений и групповых комнат МБДОУ.
Вид
помещения |
Основное
предназначение |
Оснащение
|
Музыкальный
зал Физкультурный зал |
-
Непосредственно образовательная деятельность
-
Утренняя гимнастика -
Досуговые мероприятия, -
Праздники -Театрализованные
представления -Родительские
собрания и прочие мероприятия для родителей -Кружковая
дополнительная работа - Прогулки в зимнее
время |
-Музыкальные
центры 2 -Мультимедийная
установка -Пианино -
Синтезатор - Телевизор «SAMSUNG»;
-
DVD;
- фонотека. -Детские
музыкальные инструменты -Шкаф
для используемых муз. руководителем пособий,
игрушек, атрибутов -Микрофоны
- Спортивное оборудование для
прыжков, метания, лазания,
равновесия -
Мягкие модули -
Оборудование для спортивных игр «футбол», «баскетбол»,
«волейбол» -
Оборудование и атрибуты для спортивных
упражнений |
Медицинский
кабинет |
-
Осмотр детей, консультации медсестры, врачей;
- Консультативно-просветительская
работа с родителями и сотрудниками ДОУ -
Вакцинация |
Процедурный
кабинет Медицинский
кабинет |
Методический
кабинет |
-
Методическая работа педагогов -
Совещания, заседания педагогического совета, педагогического коллектива и
других объединений и групп. -
Совещания, заседания Управляющего совета, Совета
родителей. -
Работа старшего воспитателя -
Хранение методической литературы, наглядных пособий, раздаточного
материала |
-
Принтер лазерный (МФУ) 1, ксерокс 1, оборудования для работы с полиграфией
(брошюровщик, ламинатор и др.), сканер 1. -
проектор 1 шт. -
Деловая зона: стол заседаний, библиотека, шкафы с наглядным, раздаточным
материалом, игрушками, пособиями, ПК для работы педагогов,
стенд «Это важно» с меняющейся актуальной информацией, передвижной стенд
«Новинки литературы» «Обобщение опыта» с меняющейся информацией.
-
Рабочая зона зам.зав. по УВР: шкаф для одежды, шкафы для хранения
документации и методической литературы, ПК 1. |
Кабинет
учителя – логопеда
|
_
Коррекционно – развивающие занятия с детьми -
Индивидуальная консультация родителей (законных
представителей) -
Индивидуальная консультация педагогов -
Методическая работа учителя – логопеда -
кружковые, дополнительные занятия
|
Специальные коррекционные занятия: - дидактический материал по разделам; - магнитофон; - магнитная доска; - мольберт. |
Кабинет
заведующей |
-
Прием, консультация, беседа с родителями (законными представителями) и
прочими посетителями -
Работа с документацией -
Прием, консультация, беседа с педагогами -
Заседания административного совета -
Хранение учредительных и прочих документов |
-
Шкаф для личной одежды -
ПК, принтер цветной лазерный 1, принтер (МФУ) черно- белый (1), ноутбук 2
-
Телефон -Телефон/
факс -
шкафы с документацией, методической
литературой -
стол для работы, заседаний -
сеть интернет |
Кабинет
завхоза |
-
Хранение материально – технических ценностей -
хранение документации -
хранение продуктов в
морозильниках и морозильных ларях -
работа завхоза с документацией |
-
Шкафы для хранения
документации -
стол для работы -
Холодильник 3 -
Шкаф – стеллаж для хранения материальных ценностей
|
Пищеблок
|
-
Приготовление и раздача продуктов питания -
Мытье посуды пищеблока |
-
Холодильники 2 -
столы разделочные 2 -
моечные ванны 3 -
плиты – шкафы жародуховые
2 -
стол для раздачи 1 -
полки – стеллажи железные для кастрюль, тазов, мисок
1 -
шкаф для хранения продуктов 1 -
стол для персонала пищеблока 1 -
овощечистка 1 -
мясорубка электрическая 1 -
овощерезка электрическая 1 |
Прачечная
|
-
Стирка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских работников
-
Глажка белья и рабочей одежды тех персонала, медицинских
работников -
хранение мягкого инвентаря -
починка белья, шитье сценических костюмов |
-
Автоматические стиральные машины 1 -
Ванна 2 -
Шкафы для хранения мягкого инвентаря -
швейная машинка электрическая
1 -
утюг электрический -
стол для работы персонала |
Раздевалка
для персонала |
-
Хранение верхней одежды персонала |
-
зеркало -
вешалка железная -
шкаф для верхней одежды |
Коридоры
ДОУ |
-
Информационно-просветительская работа с сотрудниками
ДОУ, родителями (законными
представителями), посетителями ДОУ. -
Познавательное и эстетическое развитие детей |
Стенды
для родителей, визитка ДОУ. Стенды для сотрудников
|
Участки
|
Прогулки,
наблюдения; Игровая деятельность;
Самостоятельная
двигательная деятельность Трудовая
деятельность. Праздники
и развлечения в теплое время года Физкультурно
– оздоровительные мероприятия в теплое время года. |
Прогулочные
площадки для детей всех возрастных групп. Игровое, функциональное, и
спортивное оборудование. Цветники.
|
Предметно
– развивающая среда | ||
Микроцентр
«Физкультура
и здоровье» |
Расширение
индивидуального двигательного
опыта в самостоятельной
деятельности, привитие основ здоровьесбережения. |
-
Оборудование для корригирующей гимнастики, массажа, самомассажа
-
оборудование для прыжков -
для катания, бросания, ловли -
атрибуты к подвижным и спортивным играм -
тематические альбомы о спорте и здоровом образе
жизни |
Микроцентр
«Природа» |
Расширение
познавательного опыта, его использование
в трудовой деятельности |
-
Календарь природы
-
Комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями
-
Сезонный материал -
Стенд со сменяющимся материалом на экологическую
тематику -
Макеты -
Литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы
-
Материал для проведения элементарных опытов -
Обучающие и дидактические игры по экологии - Инвентарь по уходу за растениями
-
Природный и бросовый материал. -
Материал по астрономии (ст. подг. гр.) |
Микроцентр
«Развивающие игры» |
Расширение
познавательного, сенсорного опыта детей |
-
Дидактический материал по сенсорному развитию -
Дидактические игры - Настольно-печатные игры
-
Познавательный материал -
Материал для детского экспериментирования -
якутские настольные игры -
ДИП Сонор |
Микроцентр
«Строительная
мастерская»
|
Проживание,
преобразование познавательного
опыта в продуктивной деятельности.
Развитие ручной умелости, творчества.
Выработка позиции творца |
-
Напольный строительный материал; -
Настольный строительный материал -
Пластмассовые конструкторы ( младший возраст - с крупными деталями)
- Конструкторы с металлическими
деталями- старший возраст -
Схемы и модели для всех видов конструкторов – старший возраст
-
Мягкие строительно- игровые модули- младший возраст -
Транспортные игрушки |
Микроцентр
«Игровая
зона» |
Реализация
ребенком полученных и имеющихся
знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного
опыта |
-
Атрибутика для с-р игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин»,
«Школа», «Парикмахерская», «Почта» и др.) -
Предметы- заместители |
Микроцентр
«Уголок
безопасности» |
Расширение
познавательного опыта, его использование в повседневной
деятельности
|
- Дидактические, настольные игры по
профилактике ДТП -
Макеты дорог -
Дорожные знаки -
Литература о правилах дорожного движения и безопасного поведения
|
Микроцентр
«Центр Родины» |
Расширение
знаний детей о Родине, формирование патриотических чувств, накопление
познавательного опыта детей |
Государственная символика (РФ, РС (Я)
Образцы
народных костюмов (куклы, альбомы) Наглядный материала: альбомы,
картины, фотоиллюстрации и др. Предметы
народно- прикладного искусства Предметы
быта народов России, республики Саха (Якутия) Детская художественная
литература |
Микроцентр
«Книжный
уголок» |
Формирование
умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.
|
-
Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей
-
Наличие художественной литературы -
Иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с
окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой
-
Портрет поэтов, писателей (старший возраст) -
Тематические выставки |
Микроцентр
«Театрализованный
уголок |
Развитие
творческих способностей ребенка,
стремление проявить себя в играх-драматизациях |
-
Ширмы -
Элементы костюмов -
Различные виды театров (в соответствии с возрастом) -
Предметы декорации |
Микроцентр
«Творческая
мастерская» |
Проживание,
преобразование познавательного
опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества.
Выработка позиции творца. |
-
Бумага разного формата, разной формы, разного тона - Достаточное количество цветных
карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки)
-
Наличие цветной бумаги и картона -
Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок,
тряпочек, салфеток для аппликации - Бросовый материал (фольга, фантики
от конфет и др.) -
Место для сменных выставок детских работ, совместных работ детей и
родителей -
Альбомы- раскраски -
Наборы открыток, картинки, книги и альбомы с иллюстрациями, предметные
картинки -
Предметы народно – прикладного искусства |
Микроцентр
«Музыкальный
уголок»
|
Развитие
творческих способностей в самостоятельно-ритмической
деятельности
|
-
Детские музыкальные инструменты -
Магнитофон -
Набор аудиозаписей -
Музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные) -
Игрушки- самоделки - Музыкально- дидактические игры
- Музыкально- дидактические
пособия |