Статус детского сада – «Муниципальная инновационная площадка» для реализации проекта «Детский оркестр (в рамках проекта «Музыка для всех»)» приказ МКУ «Департамент образования» МО «Алданский район» № 01-01/295 от 15.05.2014г.
 

Муниципальная инновационная площадка

 

 

Статус детского сада –  «Муниципальная инновационная площадка» для реализации проекта «Детский оркестр (в рамках проекта «Музыка для всех»)» приказ МКУ «Департамент образования» МО «Алданский район» № 01-01/295 от 15.05.2014г.

 

Автор проекта:

 Гранина Валентина Ивановна

 

 

г. Алдан, 2015

АКТУАЛЬНОСТЬ

 

Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, отказ от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности, отбивает желание у детей проявить себя творчески. Это одна из актуальных проблем сегодняшнего дня.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания.

В современных условиях, когда возрастают задачи эстетического воспитания детей, игре на музыкальных инструментах хотелось бы отвести особую роль. Музыкальные инструменты вызывают у ребенка большой интерес. Ими широко пользуются в семье, в детских садах, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей.

Педагог стремится, прежде всего, с помощью инструментов заинтересовать детей, побудить к занятиям музыкой.

Ребята учатся играть знакомые напевы, построенные на материале народных потешек, попевок, мелодий, импровизировать несложные ритмы, петь и подыгрывать себе и т.д.                                                                   

Чтобы сформировать интерес к истории возникновения музыкальных инструментов и  их разнообразию,  активизировать желание слушать и наслаждаться музыкой,  возникла идея данного проекта, который позволит ввести ребенка в огромный мир музыкальных инструментов!

 

Проблема.

В настоящее время у детей дошкольного возраста не сформирован интерес и желание знакомиться с русским народным творчеством, т.к. дети в основном слушают современную музыку из разных источников.

 

Цель проекта: знакомство детей с огромным миром музыкальных инструментов, воспитание в ребенке слушателя и настоящего ценителя русской народной музыки.

 

Задачи проекта:

Развивающие:

1.       Развить музыкальные способности детей, сформировать первоначальные музыкальные представления и навыки.

2.       Развивать тонкость и чуткость тембрового слуха, ассоциативное мышление и воображение.

3.       Развивать чувство ритма.

4.       Различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.

5.       Развивать у детей чувство уверенности в себе.

6.       Развивать коммуникативные функции речи у дошкольников.

Обучающие:

1.       Привлечь внимание детей к богатому и разнообразному миру звуков.

2.       Познакомить с музыкальными инструментами и приемами игры на них.

3.       Исполнять небольшие песенки - распевки с постепенным мелодическим движением.

4.       Слышать сильную и слабую доли, паузы, обозначать их звучащими жестами или музыкальными инструментами.

5.       Использовать музыкальные инструменты для озвучивания стихов, сказок.

6.       Исполнять небольшие музыкальные произведения с аккомпанементом на музыкальных инструментах.

Воспитательные:

1.       Формировать у детей чувство коллективизма и ответственности.

2.       Воспитывать у детей выдержку, настойчивость в достижении цели.

 

Тип проекта: Открытый (в контакте с семьёй, детской школой искусств, филиалом Якутского музыкального колледжа им. М.Н.Жиркова), групповой, творческий, долгосрочный.

 

Участники проекта: воспитанники, педагоги, родители.

 

Возраст: дети 5-6 лет

 

Ожидаемые результаты.

 

1.       У детей будет развит  познавательный интерес, представление о музыке.

2.       Появится положительно-эмоциональное и осознанное отношение к музыкальным произведениям.

3.       Дети с готовностью будут воспринимать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

4.       Каждый ребёнок будет вовлечен в творческую деятельность.

5.       У детей сформируются представления о разнообразии музыкальных инструментов.

6.       Мы будем способствовать развитию Музыкальной Личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками, не растерявшей доброты и сострадания.

 

Сроки проведения проекта: октябрь 2014 г. – декабрь 2015 г.

 

Сотрудничество с родителями:

 

В рамках проекта используются разнообразные формы сотрудничества с родителями:

• проведение совместных мероприятий;

  участие в  концертах, конкурсах, выставках;

  «познавательное» сотрудничество (консультации, собрания, экскурсии по мини-музею музыкальных инструментов);

  «аналитическое» сотрудничество (дни открытых дверей, анкетирование);

• «спонсорское» сотрудничество (приобретение экспонатов для мини - музея, участие родителей в преобразовании окружающей среды).

 

Основные направления работы с детьми.

 

1.       Организованные формы обучения на НОД.

2.       Совместная деятельность взрослого и ребёнка.

3.       Самостоятельная деятельность ребёнка.

4.       Познавательная деятельность.

5.       Речевая деятельность.

6.       Художественная деятельность.

7.       Продуктивная деятельность.

8.       Игровая деятельность.

9.       Музыкальные праздники и развлечения.

 

Ресурсное обеспечение проекта.

 

1.       Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2.       Музыкальные инструменты: фортепиано, аккордеон, баян, домра, балалайка, бубны.

3.       Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, баяны, бубны, духовые, шумовые.

4.       Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеокассеты, аудиокассеты, СД - диски.

5.       Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, магнитофон, компьютер.

6.       Сотрудничество с Алданской детской школой искусств, филиалом Якутского музыкального колледжа, Районным Домом Культуры, СОШ № 1.

 

Методическое сопровождение проекта.

 

1.       Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

2.       Консультативный материал для родителей.

3.       Картотека игр.

4.       Подборка музыкальных загадок.

5.       Подборка стихов о музыке.

6.       Рисунки.

 

Этапы реализации проекта

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП (октябрь – ноябрь 2014 г.)

1.     Подбор методической, художественной и познавательной литературы по теме проекта;

2. Изучение Интернет-ресурсов по теме проекта, подбор онлайн-игр и онлайн - презентаций;

3. Подбор и изготовление  наглядных материалов для осуществления  проекта:

- наглядные: картины, фото, карточки с изображениями музыкальных инструментов и музыкантов, играющих на них соло и/или в оркестре.

- дидактические: карты-схемы (опорные схемы для составления рассказа о   музыкальном инструменте, таблица «Виды музыкальных инструментов») 

- музыкально-дидактические игры, творческие игры:

«Музыкальные инструменты»

«Музыкальные кроссворды»

«Мастерская музыкальных инструментов ТРИЗ» 

«Фантастическое сложение»

 «Четвертый лишний»

« Из чего сделан инструмент»

 - ИКТ (слайд - презентации  «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт», «Морская прогулка» (три кита), и видеоролики с  музыкальными фрагментами) 

4. Планирование целевых прогулок в мини-музей детского сада «Музыкальные инструменты»,  Детскую музыкальную школу искусств.

 

2.  ПРОДУКТИВНЫЙ ИЛИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП (ноябрь 2014 г. – ноябрь 2015 г.)

 

1.  Познавательное развитие

 

- просмотр  иллюстраций, фотографий, картин с изображением музыкальных инструментов и музыкантами, играющих на них соло и/ или в оркестре

- оформление альбома «Музыкальные инструменты» (история музыкальных инструментов, инструменты разных стран и эпох)

- организация  мини-музея «Шумовые инструменты»

- планирование цикла тематических познавательных экскурсий в мини-музей детского сада «Шумовые инструменты»,  Детскую музыкальную школу искусств

-просмотр слайд - презентаций: «Какие бывают инструменты», «Необыкновенный концерт»

 

2.  Социально – коммуникативное развитие

 

- беседа с детьми: «Какие бывают музыкальные инструменты»

- рассказ-сообщение об истории  возникновения музыкальных инструментов

- организация и проведение творческо-речевых игр (с элементами ТРИЗ)

- загадывание и отгадывание загадок про музыкальные инструменты

- разгадывание музыкальных кроссвордов, ребусов

- придумывание детьми загадок и стихов про музыкальные инструменты

- создание условий в группах детского сада для самостоятельной музыкальной деятельности детей

- проведение сюжетно-ролевых игр:

«Идем на концерт»

« Магазин музыкальных инструментов»

- беседа о поведении в общественных местах (на концертах, в музее и музыкальной школе)

- беседа с детьми о профессиях людей связанных с музыкальными инструментами.

- организация мини-мастерской для самостоятельного изготовления детских музыкальных инструментов (шумовых и ударных)

 

3.     Художественно – эстетическое развитие

 

- слушание аудиозаписей знакомых детям музыкальных произведений, исполненных на разных музыкальных инструментах:

- музыкально-дидактические игры:

«Угадай, на чем играю»;

«Оркестр»;

«Гномики и феи»;

«Музыкальный теремок»;

«Подбери инструмент»;

«Музыкальный кубик»;

«Кубик-оркестр»

«Раз, два, три… ко мне беги!»

- разучивание  и исполнение русских народных пьес на музыкальных инструментах

- рисование и  раскрашивание  картинок с детскими музыкальными инструментами;

- рассматривание картин знаменитых художников, на которых изображены музыкальные инструменты.

 

4. Речевое развитие

- чтение стихов  и сказок о музыкальных инструментах

 - чтение сказок, в которых встречаются музыкальные инструменты

(«Дудочка и кувшинчик», «Бременские музыканты», «Гусли-самогуды», «Садко»)

 

5.  Физическое развитие

 

- использование музыкальных произведений в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности

 

3.  ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (декабрь 2015 г.)

 

Концерт   с участием оркестра  детских музыкальных инструментов

Создание Мини-музея  «Шумовые  инструменты»

 

 

 

 

Принципы построения проекта

 

Проект отличается творческим подходом к развитию музыкальных способностей детей дошкольного возраста, учитывает их психофизиологические особенности и строится на следующих принципах:

• личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

• учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

• системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

• интеграции разных видов художественно-творческой деятельности воспитанников;

• ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

 

Исследование проблемы:

 

Общественное мнение (социальный опрос)


Анкетирование


        Мы решили выяснить, что знают о русской народной (фольклорной) музыке люди разного возраста. С этой целью мы провели небольшое социологическое исследование среди разновозрастных групп: детей старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет (детский сад «Светлячок»), людей среднего возраста (25 – 40), людей старшего возраста (40- 50) разных профессий.  В среднем, в каждой возрастной группе было опрошено 34 человека (всего 92 респондента). Для исследования была составлена анкета с разными вариантами ответов.


Анкета

 

Вопросы

Дети

5-6 лет

Родители

25-35 лет

Родители

40-50  лет

1.   Слушаете ли Вы русскую народную музыку?

6%

83%

11%

14%

38%

48%

75%

13%

12%

2.  Как Вы относитесь к русской народной музыке?

А.-7%

Б.-8%

В.-85%

22%

5%

73%

67%

12%

21%

3.  Присутствовали ли Вы когда-нибудь на концерте русской народной песни?

0%

100%

5%

95%

11%

89%

4. Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

Бал.-56%

Ложки-44%

 

68%

15%

Другие варианты-14%

Гусли-3%

74%

11%

 

 

 

15%

5. Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

Част.-25%

Затр.отв-75%

49%

Сказки-8%

Зат.отв.-43%

62%

Сказания-13%

Былины-25%

6. Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

Инстр-19%

Кост-23%

затр.отв.58%

 

21%

37%

42%

56%

40%

Манера исп-4%

 

             Сложившаяся ситуация вызывает серьезные опасения – молодое поколение мало интересуется национальной культурой, не знает традиций и истоков. Следовательно, мало что может передать по наследству своим детям.

В таких обстоятельствах возрастает роль по передаче и сохранению традиций и обрядов русской культуры и соответствующему воспитанию молодежи.

            В 2014 году был разработан музыкально-творческий проект, способствующий сохранению русской культуры через создание детского оркестра. Именно он подтолкнул нас на создание данной исследовательской работы. Принимая участие в проекте, мы осознали роль русского народного творчества в жизни людей разных возрастов и озаботились проблемой потери популярности народного фольклора в современном обществе.

Мы считаем, что подобные проекты развивают у детей творческое мышление и умение слушать. Кроме того, это помогает сохранить традиции русского народа через игру на детских музыкальных инструментах.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

·       В процессе музыкальной деятельности дошкольники будут понимать, что их окружает мир звуков, а при выполнении творческих заданий будет развита внимательность, будут уметь сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости – все то, что в совокупности способствует развитию творческих способностей.

·        Реализация проекта «Детский оркестр» предполагает:

·       Использование самодельных игрушек – инструментов в самостоятельной и повседневной жизни ребенка.

·       Будет развито чувство ритма, умение играть в ансамбле, импровизировать.

·       Дети самостоятельно смогут организовать разнообразную музыкальную деятельность в группе ДОУ, в семье.

·       Продолжат музыкальное образование после выпуска из детского сада в детской школе искусств, реализуют свои творческие способности.

 

Используемая  литература

 1.  Девятова Т.Н. «Звук-волшебник» (Образовательная программа по воспитанию детей старшего дошкольного возраста)  Москва. Линка - пресс 2006г.

2.  Каплунова И, Новоскольцева И. «Этот удивительный мир»  С-Пб, 2005.

3.  Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах». М., 1990.

4.  Радынова О.П. «Сказка в музыке. Музыкальные инструменты» М.:«ТЦ Сфера», 2014.

5.  Интернет – ресурсы.

 

  

                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам ответить на вопросы нашей анкеты для создания проекта            «Детский оркестр»

1.    Слушаете ли Вы русскую народную музыку?
а). Да б). Нет в). Иногда

 

2.    Как Вы относитесь к русской народной (фольклорной) музыке?

а). Положительно б). Отрицательно в). Затрудняюсь ответить

 

3.    Присутствовали ли Вы когда-нибудь на концерте русской народной песни?

а). Да  б). Нет 

4.    Назовите один русский народный инструмент, который вам известен.

    __________________________________________________________

 

5.    Какие жанры русского народного фольклора (песенные или литературные) вы знаете?

__________________________________________________________

6.    Что на ваш взгляд является главной символикой русской народной музыки?

__________________________________________________________

 

Спасибо за участие

 

 

 img_4414.jpg

 

 img_4369.jpg

img_4372.jpg

 

 img_4379.jpg