Анализ работы за 2011 – 2012 учебный год
 

Анализ работы за 2011 – 2012 учебный год

Анализ  работы за 2011 – 2012 учебный год

В жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время, однако, этот период очень важен, он имеет для ребенка особую самостоятельность. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть физическое и психическое здоровье ребенка, развитие его способностей и нравственных качеств.

27 ноября 2011года была проведена плановая выездная  (инспекционная) проверка по надзору и контролю Министерства образования РС (Я). В ходе проверки были выявлены незначительные нарушения, которые устранены в срок, указанные предписания сняты с контроля.   

В 2012 году детский сад принял новый УСТАВ Муниципального бюджетного дошкольного  образовательного учреждения  «Центр развития ребенка – детский сад «Светлячок» МО «Алданский район» РС (Я).

Дошкольное учреждение работает в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности ( серия А № 199  от 17.07.2009 г).

Дошкольное образовательное учреждение работает по основной общеобразовательной программе, разработанной в соответствие с федеральными государственными требованиями к структуре. Детский сад реализует «Программу воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильеваой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой, а также использует дополнительные программы:

- «Детство» под ред. В.И. Логинова, Т.Н. Бабаева;

- Программа физического воспитания для ДОУ РС (Я) В.П. Васильева, О.А. Уржумцнвой;

- «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью» под ред. Н.В. Алешина;

- «Цветные ладошки» под ред. И.А. Лыковой;

- Программа«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н. Авдеевой, Р.Б. Стеркиной.

Добавлены новые программы: «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи» Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, С.А.Миронова, А.В. Лагутина, программу психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик-семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой.

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад «Светлячок»   является районной экспериментальной площадкой по темам: «Разработка и апробация программы: «Мультфильм своими руками», «Формирование позитивных взаимоотношений родителя и ребёнка через экологическое воспитание».

Результатом работы экспериментальной площадки по теме: «Разработка и апробация программы: «Мультфильм своими руками» можно считать утверждение программы дополнительного образования «Мультфильм своими руками» районным экспертным советом. По теме: «Формирование позитивных взаимоотношений родителя и ребёнка через экологическое воспитание», введу увольнения педагога-психолога Паздниковой А.В., работа не ведется.

Предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей, зарождающихся половых склонностей и интересов и конструируется таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело, занятие.  В каждой возрастной группе созданы центры активности, которые содержат в себе познавательный и развивающих материал в соответствии с возрастом детей. Было приобретено   новое оборудование для групп детского сада: дидактические пособия, игрушки, наборы строительного материла, спортивное оборудование, пополнена развивающая среда различными материалами и пособиями, контейнерами для хранения игрушек и сюжетно-ролевых игр.

В детском саду уделяется особое внимание эстетическому оформлению помещений, так как среда играет большую роль в формировании личностных качеств дошкольников. Ребенок находится в детском саду весь день и необходимо, чтобы окружающая обстановка радовала его, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. В группах созданы условия для самостоятельной, художественной, творческой, театрализованной, двигательной деятельности.

Значительно пополнился и методический фонд учреждения, приобретена методическая литература по планированию психолого-педагогической работы в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной  Общеобразовательной программы дошкольного образования. Однако, работа по Программе воспитания и обучения требует дальнейшего обновления, также необходимо и приобретение вновь изданных пособий и методических рекомендации по развитию детей в разных видах деятельности.

Важнейшей характеристикой детского сада является социально-психологический климат в коллективе. В настоящее время в МБДОУ ЦРР д/с «Светлячок» сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач. Наше учреждение обеспечивает психологический комфорт педагогам, создает атмосферу педагогического оптимизма, ориентацию на успех, стремление создать все условия для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

МБДОУ рассчитано на 110 малыша от 1,5 до 7 лет. Комплектуется в мае каждого года на основании путевки и медицинских документов ребенка. Количество детей – 155.

Количественный состав педагогов за год претерпел незначительные изменения, число педагогов по-прежнему 15 человек, из них 40%  имеют высшее образование,  60%  средне - специальное  образование, из них 2 педагога повышают свою квалификацию категорию – обучаясь в ВУЗе. По качественному же  составу по-прежнему преобладают опытные педагоги, с  большим стажем работы.

Педагоги ведут собственную подборку и накопление методических материалов. У каждого педагога оформлена Папка достижений, что свидетельствует о заинтересованности работника в накоплении и обобщении собственного опыта.

В течение учебного года аттестовано  4 педагога, что составляет 100% запланированного. Все педагоги подтвердили соответствие занимаемой должности.

По результатам наблюдений и анализа можно сделать вывод, что коллектив сплочённый, имеет высокий уровень педагогической культуры, работоспособный.

Основным методом работы педагогов с детьми  является педагогика сотрудничества, когда воспитатель и ребёнок общаются и действуют «на равных». Педагоги  обращают особое внимание на создание проблемных ситуаций, экспериментально-поисковой деятельности, в которой ребёнок может проявить себя, выразить своё отношение к тем или иным явлениям.

Введена в работу  «Образовательная программа» в соответствии с требованиями ФГТ. Работа с детьми в МБДОУ строится с учетом их индивидуальных особенностей. Расписание непосредственно образовательной деятельности в группах разрабатываются с учетом требований СанПиНа. Образовательная деятельность сочетается с игровой деятельностью вне занятий. Знания, опыт, приобретенные в учебной деятельности, используются детьми в самостоятельной, изобразительной и театрализованной деятельности, и творческих играх.

С 2011 – 2012 учебного года в дошкольном учреждении проводится мониторинг образовательного процесса, который показал уровень овладения детьми необходимыми навыками и умениями по образовательным областям – 95,9%.  В подготовительной к школе группе был проведен итоговый мониторинг детского развития показал уровень развития интегративных качеств у выпускников – 95,8%.

В этом учебном году работали над совершенствованием физкультурно-оздоровительной работы с детьми. В  программу «Здоровый ребёнок» с целью осуществления физкультурно-оздоровительной работы добавлен раздел: «Адаптивная физическая культура».

В условиях детского сада, учитывая психофизическое и социальное развитие детей, их индивидуальные возможности и склонности, решая при этом задачи укрепления здоровья детей: создание оптимального двигательного режима, осуществление закаливающих и оздоровительных мероприятий, обеспечение рационального и сбалансированного питания, создание атмосферы психологического комфорта, обеспечение безопасности семьи, расширение знаний родителей по вопросам физического воспитания и оздоровления ребенка в семье.

Большое внимание уделяется профилактике нарушения осанки и плоскостопия: с детьми проводятся специальные упражнения, используется такое физическое оборудование, как массажные коврики, дорожки здоровья.

Ежегодно проводится анализ заболеваемости по группам, даются рекомендации родителям, проводим плановые осмотры узких специалистов детей старших групп.

Медицинские работники проводят оценку физического развития детей с определением группы здоровья.

Анализ групп здоровья детей показал, что с 1 группой здоровья  47,5%, со 2 группой здоровья  47,5%, с 3 группой здоровья  5%.

В течение года из второй группы здоровья в первую перешли 5 детей;   из третей во вторую 6 детей.

Залогом физического здоровья ребёнка является, его психологическое благополучие. Воспитатели совместно с психологом проводят работу по охране и укреплению здоровья детей, поддержанию у каждого ребенка бодрого жизнерадостного настроения, профилактику негативных эмоций и нервных срывов с помощью специальных игр и упражнений. Психологом разработан комплекс занятий с играми для работы с детьми.

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса строится через консультирование  психологом – педагогов, родителей. Проводятся обучающие семинары, диагностика выпускников, анализ адаптации детей раннего возраста, а также  индивидуальное консультирование  родителей   по снятию у детей тревожности и чувства страха, разработаны индивидуальные маршруты развития детей поставленных на учет ПМПк. С ними психолог, воспитатели  проводили групповую и индивидуальную работу,  способствующую своевременному и полноценному психическому развитию, эмоциональному благополучию каждого ребенка. С ПМПк 1 ребенок направлен на районный ПМПК.

Главной задачей педагогов МБДОУ было и остается – воспитание в ребенке потребности в оздоровлении своего организма, стремления быть здоровым.

Анализ работы педагогического коллектива МБДОУ за счёт использования современных технологий ТРИЗ и РТВ, компьютерные технологии, моделирования и мнемотехники, интегрирования образовательных областей показал, что уровень развития коммуникативной и познавательной деятельности повысился.

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи достигается путем целенаправленной логопедической работы по исправлению дефектов звукопроизношения и подготовки к полноценному обучению грамоте.

С логопункта было выпущено 35 детей, из них 85,7%  (30 детей) с хорошей и 14,3%  (5 детей) с улучшенной речью.   

Нравственное воспитание призвано вырабатывать у детей правильные жизненные установки, учить противостоять отрицательным явлениям; формировать качества, необходимые детям в общее с окружающими, со сверстниками и взрослыми. Нравственное воспитание рассматривается в нашем саду как одна из важнейших сторон общего развития ребенка дошкольного возраста. Оно осуществляется воспитателями во всех видах детской деятельности, начиная со II младшей группы, путем формирования и детей социально-коммуникативных умений и навыков, дружеских чувств, коллективных взаимоотношений, создание благоприятных условий для воспитания отзывчивости, сочувствия, заботы, доброты, профилактики детской агрессивности. В МБДОУ имеется Мини-музей – Патриотического воспитания.

Из данных таблицы мониторинга видно, что уровень физического развития остался в основном на том же уровне. Сказалось то, что в МБДОУ нет специалиста по физической культуре, и   физкультурные занятия     проводят воспитатели, а качество проведения занятий особенно молодыми педагогами низкое.