Педсовет №3

Педсовет №3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад «Светлячок» МО «Алданский район» РС(Я)

678901, Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Бертина, 2  тел/факс. (41145)36-3-30 mdousvetlyachok@km.ru

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №3

Тема: Развитие игровой деятельности в условиях реализации Федеральных государственных требований

 

 

 

 

Подготовила

ст. воспитатель:

М. Г. Редькина

 

 

 

 

г. Алдан

2012г.

 

Форма организации: деловая игра.

 

Цель: повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ.

 

Задачи:

1.      Актуализировать имеющиеся у педагогов знания по организации сюжетно-ролевой игры.

2.      Способствовать использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой игры.

 

План педсовета:

1.      Вступительное слово заведующей «Современная практика организации игровой деятельности».

2.      Результаты тематической проверки. Результаты анкетирования педагогов.

3.      «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»

4.      Экспресс-опрос

5.      Рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта.

6.      Условия организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ на современном этапе.

7.      Домашнее задание (атрибуты к сюжетно – ролевой игре, конспект сюжетно – ролевой игры).

8.      Принятие решения.

Ход педсовета:

1.      Вступительное слово заведующей

«Современная практика организации игровой деятельности»

 «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила  во дворах, где они целыми днями гоняли мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные. Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и  для всего мира. Ученые и педагоги всех стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается как важное средство социализации ребенка, его развития.

 Право играть зафиксировано в Конвенции о правах ребенка (ст.31).

 Вместе с тем это право нарушается значительно чаще, чем другие права ребенка. При­чины нарушений: 1) непонимание взрослыми важности игры; 2) от­сутствие безопасного пространства для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие соответ­ствующей предметной среды, под­держивающей игру: 5) давление образовательных задач и приори­тет обучающих действий; 6) полное отсутствие игры в школе; 7) жест­кое программирование свободного времени детей; 8) технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, роди­телями, чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру. Возвращение оказалось радостным и мучительным одновре­менно. Как обеспечить достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия для оптимизации игровой активности дошкольников?  Как поддержать игру, а не управлять действиями детей? Эти и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании Педсовета.

2.      Старший воспитатель Аналитическая справка. Анализ анкетирования педагогов.

3.      Старший воспитатель консультация «Роль воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры».

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное

светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток

представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности”.

В.А. Сухомлинский.

В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность, имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, А. П. Усова и др.).

Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями, студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, преобладание манипуляций над образным отображением действительности.

Сегодня в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги, телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).

Согласно современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается естественный механизм передачи игровой культуры.

У современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом, поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу, в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много времени.

В современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста

Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с ролью.

Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Таким образом, основой сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в этом мире.

На протяжении истории человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи, особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война», «космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и т. д.).

Разнообразие содержания сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности, которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам ребенка, его личному опыту.

Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии игры.

Термин «руководство игрой» обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение ими игровыми умениями.

Руководство сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым поведением.

Условиями возникновения игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода: своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры. Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. Педагог меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и пр.

Предметно-игровая среда является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка, на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания игры.

Предметно-игровая среда обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний, полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их игры.

Участие детей в создании игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать, передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать игровое пространство.

Педагог, принимая участие в организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной сюжетно-ролевой игры.

В настоящее время наблюдается реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой, от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие кругозора речи детей.

Для того чтобы реализовать потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том, какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.

На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова)

4.      Экспресс-опрос (поделить на две команды по росту, выбираем капитана команды при помощи игры «Шляпа», сначала обсуждение вопроса затем капитан называет, кто отвечает)

 

1)                 Перечислите предпосылки с/р игры (ознакомительная, отобразительная,  сюжетно-отобразительная)

2)                 Назовите этапы становления с/р игры (воспроизведение действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)

3)                 Назовите наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина, Короткова, Михайленко, Жуковская)

4)                 Кому принадлежит данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)

5)                 Психические процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память, мышление)

6)                 Назовите компоненты с/р игры (сюжет, содержание, роль)

7)                 Определите, на каком этапе развития игры находятся дети:

a.                  - Любят переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с другом.

b.                  - Стараются брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то интересное.

8)                 Определите на каком этапе развития игры находятся дети:

a.                  - Ссорятся из-за  игрушки, каждый тянет ее к себе.

b.                  - С увлечением играют в путешествия.

9)                 Творческий характер игры определяется наличием …? (замысла)

10)             Чаще всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)

11)             Назовите сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа", "парикмахерская", "автосервис" и т.д.)

12)             общественно-политическим сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)

13)             Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)

14)             Один из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)

15)             Назовите гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры  (наличие игрового пространства, обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья игрушек)

16)             Назовите способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на центральные роли)

17)             Составьте перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку сами).

 

5.      Условия организации сюжетно-ролевой игры на современном этапе

 

ü  Выполнение санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье игрушек)

ü  Организация игрового пространства.

ü  Наличие игрушек.

ü  Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту детей.

ü  Педагогическая ценность макета в организации предметно-игровой среды ДОУ.

 

6.      Решение педагогических задач

 

1)      Максим (4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно сообщает: «У меня машина снег чистит».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы  при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям по тротуарам приятно будет ходить.

Задача педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и использование предмета-заместителя.

2)      Илья (5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас сфотографирую».

Вопросы: как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического руководства?

Вариант ответа:

Воспитатель: Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(Берет куклу, специально подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали разговор.)

 - Дочка, нас сейчас фотограф сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я дочку причесываю, может еще кто-то хочет сфотографироваться.

Задача педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей; продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к игрушке-партнеру.

 

7.      Рефлексия

 

Игровой опыт педагогов — рефлексия (осмысление) собственного игрового опыта. Участ­никам предлагается обсудить во­просы:

1.В каком возрасте для вас закончилось время игр?

2.Можно ли сказать, что вы до сих пор играете?

3.Когда вы были маленькими, в ка­кие игры вы играли?

4.С кем играли с особенным удовольствием?

5. Есть ли в вашей памяти моменты, когда вы учились играть, и как это про­исходило?(для капитанов)

 6.Где разворачивались игры?

7.Можно ли сказать, что вы стремились играть в присутствии или в непосредственной близости от взрослых?

9.Были ли у вас какие-либо осо­бо памятные игрушки?

10.Какими мате­риалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками, под­собными материалами и предмета ми)?

11.Чему вы учились во время игр?

12.Какие чувства вы испытывали в ходе самостоятельной игры?

Итог обсуждения: люди игра­ют в любом возрасте. Для до­школьника (отчасти младшего школьника) игра — это естествен­ное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организатор­ские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и мно­гим другим важным умениям

 

Награждение команд орденами 1 и 2 степени .

8.      Решение педсовета:

1)      Составить график взаимопосещений для передачи опыта по организации сюжетно-ролевых игр, определить наставников молодых педагогов. Ответ:  ст. воспитатель.

2)      В целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с возрастом (отв.: все воспитатели)

3)      Систематически планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными требованиями. (отв. все воспитатели)

4)      Информировать родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей в организацию игровой деятельности детей. Подготовить консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного возраста. 

 

9.      Литература:

 

1.      Н.Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». – М.: Издательство «Скорпий 2003», 2012. – 160с.

2.      Л.С. Выготский Собр. Соч.: В : т. – М.: Педагогика. – Т. 4 : Проблема возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, 1984.

3.      Л.С. Выготский «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Психология развития: Христоматия. – СПб.: Питер, 2011.

4.      А.П. Усова «Роль игры в воспитании детей» / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976.

5.      Д.Б. Эльконин «Психология игры». – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

 

 

План проведения тематического контроля по теме

 «            ».

Сроки проведения:

Вопросы на контроле

Что контролируется

Ответственные

1.

Диагностика уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре.                                            

- Наличие диагностических материалов;

- методы диагностики;

- результаты диагностического обследования в начале учебного года;

-наличие рекомендаций к работе с детьми с учетом результатов диагностики.

.

 

 

 

2.

 

 

Планирование игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра).

 

 

- Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей;

-количество запланированных сюжетно-ролевых игр;

- планирование развития сюжетно-ролевой игры.

 

 

 

3.

 

 

Наблюдение педагогического процесса.

- Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя;

- игровые технические навыки детей;

- взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре;

- использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей.

 

 

4.

Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр).

- Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм;

- достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей;

- соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения;

- эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

 

5.

Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

-          Планирование работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой игре;

-          формы работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой игре;

-          тематика;

-          отражение успехов и достижений детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Диагностика уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре

Дата _____________

 

Вопросы на контроле

1 мл. гр.

2мл.гр. А

2мл.гр. Б

Ср.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

1.

Наличие диагностических материалов:

- критерии;

 

 

 

 

 

 

- методики;

 

 

 

 

 

 

- результаты.

 

 

 

 

 

 

2.

Используемые методы:

- наблюдение;

 

 

 

 

 

 

- создание игровых ситуаций;

 

 

 

 

 

 

-психолого-педагогические тесты (беседа, социометрия, др.)

 

 

 

 

 

 

3.

Результаты диагностического обследования в начале учебного года:

-обработка результатов;

-формирование подгрупп детей по уровню развития:

а)игровых навыков;

б)навыков взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

4.

Наличие рекомендаций к работе с детьми с учетом результатов диагностики.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

2. Планирование сюжетно-ролевых игр

 

Дата _____________

 

Вопросы на контроле

1 мл. гр.

2мл.гр. А

2мл.гр. Б

Ср.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

1.

Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей.

 

 

 

 

 

 

 

2.

Количество запланированных сюжетно-ролевых игр

(2 квартал)

 

 

 

 

 

 

3.

Планирование развития сюжетно-ролевой игры (усложнение, развитие сюжета).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

3. Наблюдение педагогического процесса

Дата _____________

 

 

№пп

Вопросы на контроле

1 мл. гр.

2мл.гр. А

2мл.гр. Б

Ср.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

1.

Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя (прямое, косвенное).

 

 

 

 

 

 

2.

Игровые технические навыки детей.

 

 

 

 

 

 

3.

Взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

4.

Использование игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

4. Развивающая игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр)

 

 

 

Дата _____________

 

 

№пп

Вопросы на контроле

1 мл. гр.

2мл.гр. А

2мл.гр. Б

Ср.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

1.

Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

 

 

 

 

 

 

2.

Достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей.

 

 

 

 

 

 

3.

Соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения.

 

 

 

 

 

 

4.

Эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

5. Состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями

 

 

Дата _____________

 

Вопросы на контроле

1 мл. гр.

2мл.гр. А

2мл.гр. Б

Ср.гр.

Ст.гр.

Под.гр.

1.

Планирование работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

2.

Формы работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой игре.

 

 

 

 

 

 

3.

Тематика.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Отражение успехов и достижений детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Анкета для воспитателя

Инструкция: на каждое утверждение необходимо дать один из трех вариантов ответа: «да», «иногда», «нет».

1.     Дети в основном заняты другими делами, у них нет времени на игру.

2.     Когда появляется свободное время, дети включаются в творческие игры.

3.     Если детям не предлагать тему сюжетно-ролевой игры, они не начинают игры.

4.     Дети самостоятельно определяю замысел игры, включаются в творческую игру без помощи со стороны взрослого.

5.     Тематика детских игр однообразная.

6.     В играх дети используют только игрушки, потребности в предметах-заместителях нет.

7.     Наряду с игрушками в играх дети используют предметы-заместители и воображаемые предметы.

8.     Дети предпочитают индивидуальные творческие игры, они почти не играют совместно со сверстниками.

9.     Дети объединяются для совместных игр.

10.                       Во время творческих игр дети часто ссорятся из-за привлекательных ролей, игрушек и т.п.

11.                       Сюжетно-ролевые игры не длительные, едва начавшись, прекращаются.

12.                       Игры длятся долго, дети с увлечением играют.

13.                       Я испытываю недостаток знаний по вопросам руководства игрой.

14.                       Мне сложно общаться с детьми в игровых ситуациях, я разговариваю с ними почти как на занятиях.

15.                       Мне трудно планировать руководство игрой.

Ответы на вопросы воспитатели заносят в лист ответа, ставят знак «+» напротив выбранного варианта.

Лист ответа

Фамилия, имя, отчество_________________________________________________________

Варианты ответов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иногда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нет