Педсовет №3
Муниципальное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр
развития ребенка - детский сад «Светлячок» МО «Алданский район»
РС(Я)
678901,
Республика Саха (Якутия), г. Алдан, ул. Бертина, 2 тел/факс. (41145)36-3-30 mdousvetlyachok@km.ru
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
СОВЕТ №3
Тема:
Развитие
игровой деятельности в условиях реализации Федеральных государственных
требований
Подготовила
ст.
воспитатель:
М. Г. Редькина
г.
Алдан
2012г.
Форма
организации:
деловая игра.
Цель:
повысить значимость организации сюжетно-ролевой игры в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1.
Актуализировать
имеющиеся у педагогов знания по организации сюжетно-ролевой
игры.
2.
Способствовать
использованию в практике современных требований к организации сюжетно-ролевой
игры.
План
педсовета:
1.
Вступительное
слово заведующей «Современная практика организации игровой
деятельности».
2.
Результаты
тематической проверки. Результаты анкетирования педагогов.
3.
«Роль
воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры»
4.
Экспресс-опрос
5.
Рефлексия
(осмысление) собственного игрового опыта.
6.
Условия
организации сюжетно – ролевой игры в ДОУ на современном этапе.
7.
Домашнее задание
(атрибуты к сюжетно – ролевой игре, конспект сюжетно – ролевой
игры).
8.
Принятие
решения.
Ход
педсовета:
1.
Вступительное
слово заведующей
«Современная
практика организации игровой деятельности»
«Игра – ведущий вид деятельности
дошкольника». С этим положением никто не спорит. Но как это реализуется в
современной практике? С каждым новым поколением детей меняется игровое
пространство детства. Социализация нынешних бабушек и дедушек проходила во дворах, где они целыми днями гоняли
мяч, играли в «казаков-разбойников», прыгали на скакалках. Их дети были
вовлечены в дворовую субкультуру уже не так сильно. Современное поколение и
вовсе предпочитает коллективным дворовым играм индивидуальные компьютерные.
Впрочем, это предпочтение во многом формируется вечно спешащими взрослыми: у
много работающих мам и пап просто нет времени, бабушки и дедушки живут отдельно
от внуков и тоже работают, ну а воспитатели усиленно готовят детей к школе. Эта
тенденция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира. Ученые и педагоги всех
стран говорят о необходимости вернуть детям право на игру. В Федеральных
государственных требованиях к образовательным программам игра рассматривается
как важное средство социализации ребенка, его развития.
Право играть зафиксировано в Конвенции о
правах ребенка (ст.31).
Вместе с тем это право нарушается
значительно чаще, чем другие права ребенка. Причины нарушений: 1)
непонимание взрослыми важности игры; 2) отсутствие безопасного пространства
для игры; 3) неадекватная политика чиновников; 4) отсутствие
соответствующей предметной среды, поддерживающей игру: 5) давление
образовательных задач и приоритет обучающих действий; 6) полное отсутствие
игры в школе; 7) жесткое программирование свободного времени детей; 8)
технологизация и коммерциализация детской игры. Главная причина — право на игру
декларативно признается, но не обеспечивается педагогами, родителями,
чиновниками. ФГТ вернули педагогам (и, главное, детям) право на игру.
Возвращение оказалось радостным и мучительным одновременно. Как обеспечить
достаточное время для сюжетно-ролевой игры в течение дня? Как создать условия
для оптимизации игровой активности дошкольников? Как поддержать игру, а не управлять
действиями детей? Эти
и другие вопросы мы и попытаемся решить на сегодняшнем заседании
Педсовета.
2.
Старший
воспитатель Аналитическая справка.
Анализ анкетирования педагогов.
3.
Старший
воспитатель консультация «Роль
воспитателя в развитии сюжетно-ролевой игры».
“Без
игры нет и не может быть полноценного
умственного
развития. Игра – это огромное
светлое
окно, через которое в духовный мир
ребенка
вливается живительный поток
представлений,
понятий. Игра – это искра,
зажигающая
огонек пытливости и любознательности”.
В.А.
Сухомлинский.
В
отечественной психологии и педагогике игра рассматривается как деятельность,
имеющая очень большое значение для развития ребенка дошкольного возраста: в ней
происходит ориентация в отношениях между людьми, овладение первоначальными
навыками кооперации (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Л. А.
Венгер, А. П. Усова и др.).
Вместе
с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова, Н. Я. Михайленко, Н.А. Короткова)
отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями,
студийной и кружковой работой. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые, бедны по
содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов,
преобладание манипуляций над образным отображением
действительности.
Сегодня
в жизни современного дошкольника появилось много источников знаний (книги,
телевидение, общение с взрослыми вне детского сада).
Согласно
современным психолого-педагогическим исследованиям, сюжетная игра, как и любая
другая человеческая деятельность, возникает у ребенка не спонтанно, сама собой,
а передается другими людьми, которые уже владеют ею – «умеют играть». Ребенок
овладевает игрой, втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным
путем это происходит, когда ребенок входит в разновозрастную группу, включающую
в себя несколько поколений детей. Дети в таких разновозрастных группах обладают
разным уровнем игры: старшие дети используют все возможные способы построения
игры, а младшие дети подключаются на доступном уровне, проникаясь в целом «духом
игры». Постепенно дети накапливают игровой опыт – и в плане игровых умений, и в
плане конкретной тематики; становясь старше, они уже сами становятся «носителями
игры», передающими ее другому поколению младших детей. В этом и заключается
естественный механизм передачи игровой культуры.
У
современного дошкольника существует мало шансов приобрести их таким образом,
поскольку неформальные разновозрастные группы в настоящее время – большая
редкость. Раньше они существовали в виде дворовых сообществ или группы братьев и
сестер разного возраста в одной семье. Сейчас дети разного возраста сильно
разобщены. В детском саду дети подбираются в группу по одновозрастному принципу,
в семьях чаще всего только один ребенок, а дворовые и соседские сообщества
становятся редкими из-за чрезмерной опеки взрослыми дошкольников и занятости
школьников в школе, специализированных кружках и т. п. Сильными факторами
разобщения детей являются телевизор и компьютер, у которых они проводят много
времени.
В
современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному
оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры
как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические
воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо
хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на
протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как
утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой),
особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного
возраста
Одной из характерных черт
сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра
– продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время,
место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное.
Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя
воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему
самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в
реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой
игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила,
следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Творческий характер игровой
деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого
он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и
искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой
деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений
окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам
воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность
сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой
игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной
работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои
впечатления об окружающем мире.
При разыгрывании роли
творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его
непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств,
фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки,
предметы, необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки,
помогающие полностью реализовывать замысел, лучше справиться с
ролью.
Как всякая творческая
деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому
ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Таким образом, основой
сюжетно-ролевой игры является мнимая, или воображаемая, ситуация, которая
заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в
созданной им самим игровой обстановке. Игра реально вводит ребенка в такой
притягательный для него мир взрослых людей, систему отношений, существующую в
этом мире.
На протяжении истории
человечества сюжеты детских игр меняются, поскольку зависят от эпохи,
особенностей экономики, культурных, географических, природных условий. Кроме
того, в каждую эпоху происходит серьезные иногда экстренные события, которые
существенно отражались на жизни людей, вызывали эмоциональный отклик у детей и
взрослых. Такие события всегда порождают новые сюжеты детских игр («война»,
«космические путешествия»). В истории человечества есть и «вечные» сюжеты
детских игр, которые как бы связывают поколения людей («школа», «дочки-матери» и
т. д.).
Разнообразие содержания
сюжетно-ролевых игр определяется знанием детьми тех сторон действительности,
которые изображаются в игре, созвучностью этих знаний интересам, чувствам
ребенка, его личному опыту.
Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий
этап развития, необходимо ее грамотно организовать. Воспитатель должен знать особенности организации игры в
детском коллективе. Это требует большого искусства, профессионального мастерства
и любви к детям, основанного на знании педагогики и психологии
игры.
Термин «руководство игрой»
обозначает в педагогической литературе по дошкольному воспитанию совокупность
методов и приемов, направленных на организацию конкретных игр детей и овладение
ими игровыми умениями.
Руководство сюжетно-ролевыми
играми детей дошкольного возраста предполагает, что педагог влияет на расширение
тематики этих игр, обогащает содержание, способствует овладению детьми ролевым
поведением.
Условиями возникновения
игрового замысла и его реализации являются следующие два компонента метода:
своевременное изменение игровой среды и общение с ребенком во время игры.
Предметно-игровая среда должна способствовать закреплению полученных ребенком
впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и
творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. Педагог
меняет предметно-игровую среду в зависимости от практического и игрового опыта
детей: в младших группах создает тематические наборы, а в старших предлагает
детям самостоятельно сконструировать обстановку для игры с помощью подсобного
материала, собственных поделок, игрушек, предметов-заместителей и
пр.
Предметно-игровая среда
является мощным средством воздействия взрослого на самостоятельную игру ребенка,
на степень овладения им игровым опытом и обогащением содержания
игры.
Предметно-игровая среда
обязательно должна гибко изменяться в зависимости от содержания знаний,
полученных детьми, от игровых интересов детей и уровня развития их
игры.
Участие детей в создании
игровой обстановки, бережное отношение к ней со стороны педагога оказывает
влияние на развитие игр. Дети должны иметь возможность приспосабливать,
передвигать мебель, т. е. самостоятельно организовывать и преобразовывать
игровое пространство.
Педагог, принимая участие в
организации сюжетно-ролевой игры, должен передавать постепенно усложняющийся
опыт построения сюжетной игры, заботится о создании предметно-игровой обстановки
в группе, которая будет являться стимулом развития самостоятельной
сюжетно-ролевой игры.
В настоящее время наблюдается
реформирование российской педагогики, в том числе и дошкольной. Сегодня наиболее
актуальным является реализация в образовательный процесс современных развивающих
педагогических технологий. Как уже говорилось выше, ведущей деятельностью
детей-дошкольников является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальной
определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждения
современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-ролевая игра в
классификации игровой деятельности считается наиболее сложной, но и наиболее
значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных
отношений с окружающими их людьми, природой. От правильного руководства игрой,
от своевременного обогащения сюжетно-ролевых игр, зависит успех выполнения
игровых действий, умение детьми жить в едином детском коллективе, развитие
кругозора речи детей.
Для того чтобы реализовать
потенциал заложенный в сюжетных играх дошкольников и осуществлять адекватные
педагогические воздействия по отношению к сюжетной игре детей, необходимо хорошо
понимать ее специфику, иметь представления о ее развивающем значении, о том,
какой она должна быть на каждом возрастном этапе, и самое важное, уметь играть
соответствующим образом с детьми разных дошкольных возрастов.
На каждом возрастном этапе
педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер,
включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с
детьми и создания условий для самостоятельной детской игры. (Н. Я. Михайленко,
Н. А. Короткова)
4.
Экспресс-опрос
(поделить
на две команды по росту, выбираем капитана команды при помощи игры «Шляпа»,
сначала обсуждение вопроса затем капитан называет, кто отвечает)
1)
Перечислите
предпосылки с/р игры (ознакомительная,
отобразительная,
сюжетно-отобразительная)
2)
Назовите этапы
становления с/р игры (воспроизведение
действий, становление ролевого поведения, сюжетосложение)
3)
Назовите
наиболее известных авторов - ученых, занимающихся проблемами изучения игры (Усова, Эльконин, Новоселова, Зворыгина,
Короткова, Михайленко, Жуковская)
4)
Кому принадлежит
данная формулировка «Наиболее важным элементом сюжетной игры является роль» (Д.Б.Эльконину)
5)
Психические
процессы, формирующиеся в процессе с/р игры? (внимание, память,
мышление)
6)
Назовите
компоненты с/р игры (сюжет, содержание,
роль)
7)
Определите, на
каком этапе развития игры находятся дети:
a.
- Любят
переносить, перекладывать, возить, играют в одиночку или рядом друг с
другом.
b.
- Стараются
брать на себя лучшие роли, организовать игру, придумать что-то
интересное.
8)
Определите на
каком этапе развития игры находятся дети:
a.
- Ссорятся
из-за игрушки, каждый тянет ее к
себе.
b.
- С увлечением
играют в путешествия.
9)
Творческий
характер игры определяется наличием …?
(замысла)
10)
Чаще
всего в игре ребенок принимает на себя роль …. (взрослого)
11)
Назовите
сюжетно- ролевые игры с производственным сюжетом ("магазин", "поликлиника", "кафе", "школа",
"парикмахерская", "автосервис" и т.д.)
12)
общественно-политическим
сюжетом ("в войну", "в индейцев", "в
митинг", "в выборы", "в спасателей" и т.д.)
13)
Многообразие
и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре – это… (сюжет)
14)
Один
из принципов организации сюжетно- ролевой игры – это ….. (наличие атрибутов)
15)
Назовите
гигиенические условия организации сюжетно- ролевой игры (наличие игрового пространства,
обеспечение места и времени для игр, наличие безопасных для жизни и здоровья
игрушек)
16)
Назовите
способы включения малоактивных детей в сюжетно- ролевую игру (оказывать поддержку в игре, выдвигать на
центральные роли)
17)
Составьте
перечень оборудования для с/р игры (Каждая команда выбирает табличку сами).
5.
Условия
организации сюжетно-ролевой игры на современном
этапе
ü
Выполнение
санитарно-гигиенических требований (влажная уборка, проветривание, мытье
игрушек)
ü
Организация
игрового пространства.
ü
Наличие
игрушек.
ü
Организация
центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту
детей.
ü
Педагогическая
ценность макета в организации предметно-игровой среды ДОУ.
6.
Решение
педагогических задач
1)
Максим
(4 года)катает машинку, поставил перед ней кирпичик, немного провез. Радостно
сообщает: «У меня машина снег чистит».
Вопросы:
как бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи педагогического
руководства?
Вариант
ответа:
Воспитатель:
Как ты интересно придумал! Получилась настоящая снегоуборочная машина. Такая
машина все дороги легко расчистит от снега. По дороге машины будут ездить. Людям
по тротуарам приятно будет ходить.
Задача
педагогического руководства: поощрить ребенка за оригинальную игровую задачу и
использование предмета-заместителя.
2)
Илья
(5 лет) повесил через плечо сумку и подошел к воспитателю: «Я вас
сфотографирую».
Вопросы:
как
бы вы продолжили общение с ребенком в игре? Какие бы при этом решили задачи
педагогического руководства?
Вариант
ответа:
Воспитатель:
Спасибо. Я сейчас схожу за своей дочкой. Подождете меня?(Берет куклу, специально
подходит ближе к играющим девочкам, чтобы они слышали
разговор.)
- Дочка, нас сейчас фотограф
сфотографирует. Давай я тебя причешу. (Обращается к Илье) А вы спросите, пока я
дочку причесываю, может еще кто-то хочет
сфотографироваться.
Задача
педагогического руководства: привлечь к совместной игре других детей;
продемонстрировать ролевое высказывания, обращенные к
игрушке-партнеру.
7.
Рефлексия
Игровой опыт
педагогов
— рефлексия
(осмысление) собственного игрового опыта. Участникам предлагается обсудить
вопросы:
1.В
каком
возрасте для
вас закончилось время игр?
2.Можно ли
сказать, что вы до
сих пор
играете?
3.Когда вы
были
маленькими, в
какие игры вы играли?
4.С
кем играли с
особенным удовольствием?
5. Есть ли в
вашей памяти
моменты,
когда вы учились играть,
и как это
происходило?(для капитанов)
6.Где
разворачивались
игры?
7.Можно
ли
сказать, что
вы стремились играть
в присутствии
или в непосредственной близости от взрослых?
9.Были
ли у
вас
какие-либо особо памятные игрушки?
10.Какими
материалами чаще всего пользовались в играх (настоящими игрушками,
подсобными материалами и предмета ми)?
11.Чему вы
учились во время игр?
12.Какие
чувства вы испытывали в ходе самостоятельной
игры?
Итог обсуждения: люди играют в любом возрасте. Для дошкольника (отчасти младшего школьника) игра — это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. Играющие дети предпочитают не допускать (или допускать с оговорками и ограничениями) «посторонних» в свой мир. Основу большинства игр составляет воображение. В игре проявляются интеллект, азарт, активность, организаторские способности. В игре дети на практике познают окружающий мир, учатся счету, письму и многим другим важным умениям
Награждение
команд орденами 1 и 2 степени .
8.
Решение
педсовета:
1)
Составить график
взаимопосещений для передачи опыта по организации сюжетно-ролевых игр,
определить наставников молодых педагогов. Ответ: ст. воспитатель.
2)
В
целях совершенствования условий для организации сюжетно- ролевых игр в
группах пополнить развивающую среду атрибуты для игр в соответствии с
возрастом (отв.: все воспитатели)
3)
Систематически
планировать и проводить сюжетно- ролевые игры в соответствии с программными
требованиями. (отв. все воспитатели)
4)
Информировать
родителей о значимости сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка, вовлекать родителей
в организацию игровой деятельности детей. Подготовить
консультацию для родителей о значении сюжетных игр для детей дошкольного
возраста.
9.
Литература:
1.
Н.Ф. Комарова
«Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». – М.:
Издательство «Скорпий 2003», 2012. – 160с.
2.
Л.С. Выготский
Собр. Соч.: В : т. – М.: Педагогика. – Т. 4 : Проблема возраста / Под ред. Д.Б.
Эльконина, 1984.
3.
Л.С. Выготский
«Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» // Психология развития:
Христоматия. – СПб.: Питер, 2011.
4.
А.П. Усова «Роль
игры в воспитании детей» / Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение,
1976.
5. Д.Б. Эльконин «Психология игры». – 2-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
План
проведения тематического контроля по теме
«
».
Сроки
проведения:
№
|
Вопросы
на контроле |
Что
контролируется |
Ответственные |
1. |
Диагностика
уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой
игре.
|
-
Наличие диагностических материалов; -
методы диагностики; -
результаты диагностического обследования в начале учебного
года; -наличие
рекомендаций к работе с детьми с учетом результатов
диагностики. |
. |
2. |
Планирование
игровой деятельности (сюжетно-ролевая игра). |
-
Соответствие тематики сюжетно-ролевых игр возрасту
детей; -количество
запланированных сюжетно-ролевых игр; -
планирование развития сюжетно-ролевой игры. |
|
3. |
Наблюдение
педагогического процесса. |
-
Руководство сюжетно-ролевой игрой со стороны
воспитателя; -
игровые технические навыки детей; -
взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой игре; -
использование игровых атрибутов, в т.ч.
предметов-заместителей. |
|
4. |
Развивающая
игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых
игр). |
-
Наличие атрибутов к сюжетно-ролевым играм; -
достаточность игровых атрибутов в соответствии с возрастом
детей; -
соответствие атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их
проведения; -
эстетичность атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
|
5. |
Состояние
работы педагогов по взаимодействию с родителями. |
-
Планирование
работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой
игре; -
формы
работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой
игре; -
тематика; -
отражение
успехов и достижений детей. |
|
1. Диагностика
уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей в сюжетно-ролевой
игре
Дата
_____________
№ |
Вопросы
на контроле |
1 мл.
гр. |
2мл.гр.
А |
2мл.гр.
Б |
Ср.гр. |
Ст.гр. |
Под.гр. |
1. |
Наличие
диагностических материалов: -
критерии; |
|
|
|
|
|
|
-
методики; |
|
|
|
|
|
| |
-
результаты. |
|
|
|
|
|
| |
2. |
Используемые
методы: -
наблюдение; |
|
|
|
|
|
|
-
создание игровых ситуаций; |
|
|
|
|
|
| |
-психолого-педагогические
тесты (беседа, социометрия, др.) |
|
|
|
|
|
| |
3. |
Результаты
диагностического обследования в начале учебного
года: -обработка
результатов; -формирование
подгрупп детей по уровню развития: а)игровых
навыков; б)навыков
взаимоотношения в сюжетно-ролевой игре. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Наличие
рекомендаций к работе с детьми с учетом результатов
диагностики. |
|
|
|
|
|
|
Выводы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Планирование
сюжетно-ролевых игр
Дата
_____________
№ |
Вопросы
на контроле |
1 мл.
гр. |
2мл.гр.
А |
2мл.гр.
Б |
Ср.гр. |
Ст.гр. |
Под.гр. |
1. |
Соответствие
тематики сюжетно-ролевых игр возрасту детей. |
|
|
|
|
|
|
2. |
Количество
запланированных сюжетно-ролевых игр (2
квартал) |
|
|
|
|
|
|
3. |
Планирование
развития сюжетно-ролевой игры (усложнение, развитие
сюжета). |
|
|
|
|
|
|
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Наблюдение
педагогического процесса
Дата
_____________
№пп |
Вопросы
на контроле |
1 мл.
гр. |
2мл.гр.
А |
2мл.гр.
Б |
Ср.гр. |
Ст.гр. |
Под.гр. |
1. |
Руководство
сюжетно-ролевой игрой со стороны воспитателя (прямое,
косвенное). |
|
|
|
|
|
|
2. |
Игровые
технические навыки детей. |
|
|
|
|
|
|
3. |
Взаимоотношения
детей в сюжетно-ролевой игре. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Использование
игровых атрибутов, в т.ч. предметов-заместителей. |
|
|
|
|
|
|
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Развивающая
игровая среда в группе (условия для проведения сюжетно-ролевых игр)
Дата
_____________
№пп |
Вопросы
на контроле |
1 мл.
гр. |
2мл.гр.
А |
2мл.гр.
Б |
Ср.гр. |
Ст.гр. |
Под.гр. |
1. |
Наличие
атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
|
|
|
|
|
|
2. |
Достаточность
игровых атрибутов в соответствии с возрастом детей. |
|
|
|
|
|
|
3. |
Соответствие
атрибутов тематике сюжетно-ролевых игр на этапе их проведения. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Эстетичность
атрибутов к сюжетно-ролевым играм. |
|
|
|
|
|
|
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Состояние работы педагогов по
взаимодействию с родителями
Дата
_____________
№ |
Вопросы
на контроле |
1 мл.
гр. |
2мл.гр.
А |
2мл.гр.
Б |
Ср.гр. |
Ст.гр. |
Под.гр. |
1. |
Планирование
работы с родителями по решению проблем развития детей в сюжетно-ролевой
игре. |
|
|
|
|
|
|
2. |
Формы
работы с родителями по проблемам развития детей в сюжетно-ролевой
игре. |
|
|
|
|
|
|
3. |
Тематика. |
|
|
|
|
|
|
4. |
Отражение
успехов и достижений детей. |
|
|
|
|
|
|
Выводы _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Анкета
для воспитателя
Инструкция:
на
каждое утверждение необходимо дать один из трех вариантов ответа: «да»,
«иногда», «нет».
1.
Дети
в основном заняты другими делами, у них нет времени на
игру.
2.
Когда
появляется свободное время, дети включаются в творческие
игры.
3.
Если
детям не предлагать тему сюжетно-ролевой игры, они не начинают
игры.
4.
Дети
самостоятельно определяю замысел игры, включаются в творческую игру без помощи
со стороны взрослого.
5.
Тематика
детских игр однообразная.
6.
В
играх дети используют только игрушки, потребности в предметах-заместителях
нет.
7.
Наряду
с игрушками в играх дети используют предметы-заместители и воображаемые
предметы.
8.
Дети
предпочитают индивидуальные творческие игры, они почти не играют совместно со
сверстниками.
9.
Дети
объединяются для совместных игр.
10.
Во
время творческих игр дети часто ссорятся из-за привлекательных ролей, игрушек и
т.п.
11.
Сюжетно-ролевые
игры не длительные, едва начавшись, прекращаются.
12.
Игры
длятся долго, дети с увлечением играют.
13.
Я
испытываю недостаток знаний по вопросам руководства игрой.
14.
Мне
сложно общаться с детьми в игровых ситуациях, я разговариваю с ними почти как на
занятиях.
15.
Мне
трудно планировать руководство игрой.
Ответы
на вопросы воспитатели заносят в лист ответа, ставят знак «+» напротив
выбранного варианта.
Лист
ответа
Фамилия,
имя,
отчество_________________________________________________________
Варианты
ответов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Да
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Иногда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Нет
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|